СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ ПОГОДЫ
Карта погоды является основным инструментом метеоролога и, как я уже сказал, одним из основных ваших пособий при прокладке вами воздушного пути. Эти карты составляются так тщательно, а элементы, входящие в их построение, анализируются с таким знанием дела, что прогнозы, основанные на картах погоды, отличаются высокой степенью точности.
Вы уже знакомы с условными знаками, применяемыми для обозначения погоды и с их расположением на карте. Вы имеете представление о числе метеорологических станций в стране, выпускающих бюллетени погоды. А теперь, когда вы прочитали все написанное нами до сих пор, вы уже сами можете считаться метеорологом-любителем! Теперь вам нужно познакомиться с тем, как метеоролог сопоставляет и истолковывает полученные им данные и в удобной, сжатой форме наносит их на карту. Представьте себе, что вы составляете карту. С чего вы начнете? Бестолковый Джо полагает, что вы должны собрать все последние данные и начать наносить их на карту; но он опять ошибается.
Начинать надо с предыдущей карты. Карты погоды отображают логическую последовательность событий, и по последней составленной карте вы можете представить себе, что могло произойти за последующий (после составления этой карты) отрезок времени, и определить вероятное положение фронтов и изобар. Их фактическое положение может быть нанесено на карту только на основании тщательного сравнения и научного истолкования существующих атмосферных условий, указанных в последних бюллетенях метеорологических станций.
Изменения температуры, барометрическая тенденция и направление ветра — все это полезно при определении положения фронта. Так, вы имеете право подозревать наличие теплого фронта между двумя станциями, если между этими двумя пунктами наблюдается повышение температуры. Обратно, вы имеете право предполагать существование холодного фронта, если температура между двумя пунктами понижается, или окклюзии,
если температура переменная. Эти выводы должны быть основаны на температурах, измеренных на высоте примерно 1000 м; ниже этой высоты воздушные массы, находясь в соприкосновении с поверхностью земли, подвергаются влиянию ее температуры. Однако заметьте, что вы вправе только подозревать образование фронтов, так как метеорология не такая область, в которой можно делать поспешные выводы. Прежде чем окончательно притти к определенному заключению, вы должны собрать еще много доказательств, подтверждающих его правильность.
К этим доказательствам относятся барометрические тенденции и направление ветра. Изменение барометрической тенденции от непрерывного падения к непрерывному медленному повышению или быстрое падение барометра указывают на возможность существования теплого фронта. Смена быстрого падения барометра быстрым его повышением может о значать присутствие либо холодного фронта, либо фронта окклюзии. Изменения ветра у поверхности земли также имеют значение, если они сопровождаются другими приметами, особенно когда речь идет об определении положения холодных фронтов.
Даже если показания всех этих факторов совпадают, вы все еще не можете сказать: «Вот здесь проходит фронт». Надо еще внимательно рассмотреть данные исследования верхних слоев атмосферы (результаты шаропилотных наблюдений), а также данные, полученные при подъемах метеорографов на самолетах или посредством радиозонда. Надо проанализировать значения давления, температуры, относительной и абсолютной влажности и эквивалентно-потенциальной температуры на различных высотах. Особенную ценность для определения свойств воздушных масс по карте погоды имеют аэрологические наблюдения с самолетов. Как используются аэрологические данные профессиональным метеорологом? Ответ на этот вопрос потребовал бы довольно длинного, подробного объяснения, которое не представляет для вас особой ценности; мы дадим здесь лишь краткий пример того, как могут быть использованы данные исследования верхних слоев атмосферы.
Предположим, что мы знаем по одному из таких исследований, что в довольно устойчивом слое воздуха от земли до высоты около 1 500 м температура изменяется от +2° 0 до—3°С, удельная влажность от 2,3 з/кздо 0,5 г/кг, эквивалентно-потенциальная температура от 260° (абс.) до 280° (абс.). Выше 1500 м температура повышается до+2° 0, удельная влажность—до 4,5 г/кг, а эквивалентно-потенциальная температура—примерно до 315° (абс.).
Из всего этого ясно, что над холодным воздухом находится более теплый, а анализ карты, позволяющий узнать траектории соответствующих воздушных масс, покажет вам, имеется ли холодный или теплый фронт. Указывая точку, в которой наблюдаются инверсия и изменение влажности, аэрологические данные позволяют вам определить высоту раздела между двумя воздушными массами.
Средний наклон фронтальной поверхности определяется путем сравнения расстояния от точки наблюдения на высоте до положения фронта на поверхности земли с высотой этой точки (в данном случае 1500 м). Глубина отдельных воздушных масс, их свойства в отношении устойчивости и неустойчивости и вероятные изменения их при подъеме и опускании определяются путем сличения данных аэрологических исследований, полученных от станций в обширном районе.
Предположим, что вы обнаружили инверсию со слоями высокой относительной влажности в более холодном воздухе, находящемся под теплой фронтальной поверхностью. Какой вывод вы можете сделать из этого? Просто тот, что из высокослоистых облаков теплого фронта выпадут осадки; слои высокой относительной влажности в холодном воздухе под инверсией насытятся влагой вследствие частичного испарения осадков, и в более холодном нижележащем воздухе образуется слой низких облаков.
Когда надо установить, как воздушная масса будет реагировать на подъем и опускание, метеоролог пользуется диаграммами, чтобы «экспериментировать» над слоями воздуха, определяя, как происходил бы их подъем и опускание в действительности. Таким путем он определяет протяженность и тип облаков, количество и интенсивность осадков и состояние воздуха в смысле его устойчивости и неустойчивости.
Имея ряд факторов, указывающих на положение фронта, вы должны теперь наметить его положение на карте погоды тонкой чертой, а затем добавить черным карандашом изобары. Вы помните, что изобары соединяют точки с одинаковым давлением и проводятся через каждые 5 миллибар изменения барометрического давления. Вы увидите, что изобары могут иметь различную форму. Одни из них — довольно прямые; другие имеют форму колец (как, например, вокруг области высокого или низкого давления); третьи образуют ложбины в виде буквы V. Эти V характерны для изобар вблизи фронта, и наличие их на карте погоды очень помогает точному определению положения фронта.
Когда вы окончательно придете к заключению, что фронт существует, и определите его положение, нанесите его на карту более толстой чертой: синей для холодного фронта, красной для теплого, фиолетовой для фронта окклюзии и прерывистой для верхнего холодного фронта, какой наблюдается при окклюзии типа теплого фронта. Заштрихуйте области осадков
зеленым карандашом и проведите тонкие карандашные линии (изаллобары) между точками е равным изменением давления. Изаллобары можно также наносить тонкими прерывистыми карандашными линиями.
Имея законченную карту, вы можете попытаться сделать заключение о том, что же должно произойти дальше, другими словами, поставить прогноз. Делать правильные выводы нелегко, так как каждый ряд факторов погоды обычно подчиняется своему собственному закону. Конечно, опытный метеоролог может ускорить свою работу, проводя аналогию между данным и прошлыми случаями, но он слишком хорошо знаком с капризами погоды, чтобы сказать: «Это случится сегодня, потому что случилось вчера (или на прошлой неделе или в прошлом месяце) при подобном же комплексе условий». На основании показаний карты, анализа происшедших ранее изменений и своего долгого опыта метеоролог отчетливо представляет себе усиление или ослабление, углубление или заполнение «максимумов» и «минимумов»; таким путем он и определяет, что вероятнее всего произойдет в будущем. Практика, подкрепленная знанием теории, повышает точность при составлении карт и прогнозе погоды. Опыт профессионального метеоролога в построении и толковании карты погоды является важным фактором безопасности вашего полета. Таким же важным фактором будет и опыт, который вы сами приобретете, изучая и анализируя погоду.
Нет двух одинаковых оттисков пальцев, нет и двух одинаковых карт погоды. |